Услуги

Сокращение дебиторской задолженности

Управление дебиторской задолженностью (ДЗ), прежде всего, предполагает контроль оборачиваемости денежных средств при расчетах. Проблемы в управлении ДЗ в разных Компаниях примерно схожи:

  • Неизвестны точные сроки погашения обязательств дебиторами;
  • Работа с ДЗ не регламентирована;
  • Нет данных о затратах, связанных с ростом ДЗ и временем ее возврата;
  • Нет анализа благонадежности дебиторов и их платежеспособности;
  • Нет регламентов, описывающих взаимодействия подразделений, ответственных за принятие решений по предоставлению кредита, за анализ ДЗ, за сбор ДЗ.

Причем сразу оговоримся, что есть несколько состояний ДЗ:

  • Плановая – т.е. срок оплаты еще не наступил;
  • Просроченная – наступает на следующий день после окончания Плановой ДЗ;
  • Критическая – это Просроченная ДЗ при наступлении условий, критичных для бизнеса Компании (надо определять под конкретную ситуацию).

И эти состояния ДЗ конечно же влияют на действия менеджмента Компании, на регламенты работы при наступлении этих состояний. Как минимум, эти состояния надо отслеживать, анализировать. Тем более, что научить Учетную систему (1С) различать эти состояния и предоставлять своевременные отчеты не составляет большого труда.

Для снижения дебиторской задолженности мы предлагаем предпринять следующие шаги:

  1. Разработка и внедрение в Компании Кредитной политики. Она представляет собой свод правил, регламентирующих предоставление Коммерческого (Товарного) кредита, Отсрочки платежа Клиентам Предприятия и порядок взыскания Дебиторской задолженности. В первую очередь эти правила становятся понятны самому руководству – ЧТО такое ХОРОШО, а ЧТО такое ПЛОХО. Потому уже гораздо ЛЕГЧЕ донести это до менеджеров по продажам.
  2. Формирование Системы кредитных условий:
  • Срок предоставления кредита – отсрочка платежа (обычно – внутри Политики)
  • Размер предоставляемого кредита (лимит) - составление реестра лимитов задолженности. Очень полезно актуализировать их раз в квартал, полугодие. Ведь ситуация у Клиента может измениться..
  • Условия предоставления кредита
  • Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств Клиентов. Почему, когда Клиент берет деньги в банке, он платит % за пользование кредитом, а когда просрочил нам платеж на месяц, то нет проблем???
  1.  Разработка и внедрение инструкции для сотрудников по работе с дебиторской задолженностью, а именно:
  • С Плановой ДЗ;
  • С Просроченной ДЗ;
  • С Критической ДЗ.

Данная инструкция должна ЧЕТКО регламентировать действия менеджера по продажам, например:

  • Когда выслать напоминание о платеже;
  • В какой форме отправлять Претензию;
  • Как правильно вручать Претензию, чтобы она имела максимальную силу.

Систематическая работа по снижению дебиторской задолженности позволит решить следующие задачи:

  • Высвободить необходимые оборотные средства.
  • Увеличить объемы продаж как на существующих, так и на новых, перспективных рынках сбыта.
  • Систематизировать работу в части предоставления Отсрочки платежа, Лимитов кредита.
  • Снизить уровень кредитных рисков при отгрузке продукции Клиентам.
  • Систематизировать работу по возврату Дебиторской задолженности.
  • Обеспечить исполнение условий и правил кредитования Клиентов.
  • Сформировать репутацию Компании как тщательно отслеживающей согласованные условия, оплаты.
  • Мотивировать сотрудников Компании на грамотную и результативную работу.
Обратный звонок